20.01.2020

Новости ОСАГО на 20.01.2020

Новости ОСАГО на 20.01.2020

По итогам 2019 года средняя выплата по ОСАГО выросла 

Финмаркет

По итогам 11 месяцев 2019 года Средняя выплата, напротив, вновь выросла на 2,6% - с 66,6 до 68,3 тысяч рублей. Об этом сообщил президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Он подчеркнул, что средняя премия по ОСАГО для автомобилей физлиц за этот же период снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на на 3,45% - с с 5 569 до 5 377 рублей.

За 11 месяцев 2019 года количество заключенных договоров по ОСАГО выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3% - с 36,17 до 36,65 млн штук. При этом сумма начисленных премий за этот же период сократилась на 3,9% - с 206,27 до 198,26 млрд рублей.

Количество заявленных убытков выросло на 3,7% - с 1,99 до 2,06 млн штук, а урегулированных - на 2,8%, с 1,94 до 2,00 млн штук. Общая сумма страховых выплат увеличилась на 5,4% - с 129,41 до 136,39 млрд рублей.

“Мы видим, что практически весь 2019 год, после того, как начался первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, премии по обязательной “автогражданке” неуклонно снижаются, а выплаты растут. Кроме того, с 1 декабря начали работать актуализированные справочники стоимости запчастей, согласно которым стоимость “средней корзины” деталей выросла почти на 10%. Все эти изменения создают напряженную финансовую ситуацию на рынке ОСАГО. Чтобы сохранить позитивный для автовладельцев тренд на снижение стоимости обязательной «автогражданки», реформу необходимо как можно быстрее продолжить. Поправки, внесенные недавно депутатами Госдумы и индивидуализирующие тариф по ОСАГО, бесспорно, приведут к дальнейшему снижению стоимости полиса для подавляющей части автовладельцев и позволят сохранить конкуренцию между страховыми компаниями”, - сказал Игорь Юргенс.

9 января 2019 года вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной “автогражданке” был расширен на 20% вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент “возраст-стаж” - вместо 4 градаций возраста и стажа он стал включать 58 градаций. Также в соответствии с этими изменениями с 1 апреля 2019 года была проведена реформа коэффициента бонус-малус (КБМ). В тех случаях, когда у автовладельца было несколько разных значений КБМ, за ним был закреплен один, самый низкий. Кроме того, КБМ перестал “сгорать” - теперь в случае перерыва в вождении за автовладельцем сохраняется тот же КБМ, который был у него до перерыва.

Откладывание реформы ОСАГО приведет к повышению тарифов - эксперты 

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»

Продолжение реформы тарифов ОСАГО приведет к выравниванию ситуации с убыточностью на этом рынке и дальнейшему снижению цены полиса обязательной автогражданки. После начала первого этапа реформы цена ОСАГО уже снизились более, чем на 5%. При этом затягивание реформы, напротив, может привести к тому, что тарифы в 2020 году вырастут, отмечают эксперты.
«С января 2019 года, когда мы расширили базовый коридор, средняя стоимость полиса ОСАГО начала снижаться, что говорит о формировании конкурентной среды по ряду факторов. Пять лет назад у одной организации была привилегированная доля рынка – 40%, сейчас ни одна из страховых компаний не имеет более 15%. Поэтому количество жалоб сокращается. Количество отказов по полисам с 2016 года сократилось с 40 до 1%. По мнению страховщиков, и я с этим соглашусь, сложилась справедливая цена», - отметил депутат Госдумы Алексей Изотов.
Национальное рейтинговое агентство (НРА) в своем аналитическом обзоре за 9 месяцев отмечает, что “тарифная реформа привела к усилению конкуренции, демпинга и, как следствие, уходу с рынка мелких компаний и росту концентрации сегмента. Сроки реализации дальнейших шагов реформы пока не определены, принятие решения об отмене территориального коэффициента отложено. В 2020 году возможна корректировка тарифов в сторону увеличения при сохранении тенденции роста убыточности”.
Эксперты согласны с тем, что затягивание реформы тарифов в ОСАГО может губительно сказаться на размере тарифов по обязательной “автогражданке”. Однако они надеются, что реформа будет вскоре продолжена.
«Откладывание реформы приведет к стагнации и использованию не рыночных способов борьбы страховых компаний за клиентов. Это нездорово, и я надеюсь, что те планы, которые предполагал правительственный законопроект, реализуются – и чем быстрее тем лучше, - говорит координатор движения «Синие ведерки» Пётр Шкуматов. – Справедливого рыночного тарифа и равновесия на рынке можно добиться лишь в результате конкуренции. Но чтобы она появилась необходимо, чтобы страховщики могли предлагать страхователям индивидуальные тарифы и условия. К сожалению, существующая формула расчета приводит не к конкуренции, а её суррогату».

Аккуратный водитель в приоритете реформы ОСАГО

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»

Недавно состоялись парламентские слушания по дальнейшей реформе ОСАГО, после которых стало ясно, что перспектива повышения стоимости полиса ОСАГО - необоснованные слухи. Суть компромиссного варианта законопроекта, предложенного депутатами, как раз и заключается в том, чтобы цена полиса стала максимально индивидуализированной и зависела от того, насколько аккуратен водитель за рулем.

Первый этап реформы принес расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Далее, с января 2019 года градации коэффициента «возраст-стаж» возросли с 4 до 58 ступеней, а с апреля коэффициент бонус-малус стал определяться раз в год и закреплять страховую историю за водителем.

В связи с расширением тарифного коридора, у Банка России были опасения касательно повышения стоимости полиса ОСАГО, которые не оправдались на практике. По данным РСА, с начала года средняя премия по ОСАГО снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на более чем 5%.

Положительно оценив первый этап реформы, законодатели и страховщики считают, что бОльшая персонализация тарифов приносит положительные результаты и ее необходимо продолжать. До начала реформы, рынок ОСАГО был убыточным для страховщиков в ряде «токсичных» регионов, поэтому необходимость структурных изменений была очевидной.

«С января 2019 года, когда мы расширили базовый коридор, средняя стоимость полиса ОСАГО начала снижаться, что говорит о формировании конкурентной среды по ряду факторов. Пять лет назад у одной организации была привилегированная доля рынка – 40%, сейчас ни одна из страховых компаний не имеет более 15%. Поэтому количество жалоб сокращается. Количество отказов по полисам с 2016 года сократилось с 40 до 1%. По мнению страховщиков, и я с этим соглашусь, сложилась справедливая цена», - отметил депутат Госдумы Алексей Изотов.

В ноябре реформе ОСАГО пришлось изменить направление, так как на ее пути появились барьеры. Из «усеченной» версии законопроекта, предложенной депутатами, был исключен ряд изменений, вызывавших наибольшую полемику - увеличение страховых выплат по жизни или здоровью и отказ от коэффициентов территории и мощности. Подход к тарифам стал более индивидуализированным, по принципу «лихач платит больше, а неаварийный водитель меньше». Так, величина базовой ставки будет варьироваться в зависимости от наличия в течение года грубых нарушений правил ПДД, таких как превышение скорости на 60 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и езда в пьяном виде и других.

Есть предпосылки к тому, что благодаря большей индивидуализации тарифов, снизится не только аварийность на дорогах, но и мошенничество с полисами ОСАГО. Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведёрок», исследовал, сколько людей ездят без полиса ОСАГО в Москве и поделился результатами: «Я лично стоял с камерой, снимал поток автомобилей. Потом эти записи анализировала нейронная сеть, она вытащила из них все номера. Получилось, что 2579 автомобилей попали в объектив моего телефона, из них 520 автомобилей не имело полиса ОСАГО. То есть это 20,2%».

Шкуматов предлагает действовать аккуратно и осторожно через предупреждение к таким водителям, как это было сделано недавно в Москве: «Я абсолютно уверен, что многие из этих 520 автомобилистов даже не знают о том, что они ездят без полиса, потому что в Интернете мошенники продают недействительные электронные ОСАГО со скидкой. При этом человек, если не совершит какую-то специальную процедуру, даже не узнает о том, что он ездит незастрахованным. Можно всех оштрафовать, но никто не знает, сколько людей будут дважды оштрафованы: первый раз их обманули в интернете, второй раз их еще и оштрафовали за то, что у них нет полиса».

Активная вовлеченность в обсуждение законопроекта регулятора, Минфина, парламентариев, представителей страхового сообщества и правозащитников дает основание полагать, что в итоге будет принят законопроект, в котором будут учтены, в первую очередь, интересы законопослушных и аккуратных пользователей полисами ОСАГО.

Статистика Авито Авто: средняя цена полноприводного авто– 644 тыс. рублей

Avito.ru

Каждый шестой автомобиль, проданный в России в III квартале 2019 года – полноприводный, выяснили эксперты Авито Авто. Средняя стоимость таких машин по стране  составляет около 644 000 рублей. Безоговорочным лидером по доле продаж и по доступности является ВАЗ (LADA) 4x4 (Нива). В целом в этом сегменте россияне чаще всего покупают отечественные авто и «японцев». Популярнее всего полный привод в Сибири, при этом такие авто доступнее всего в Барнауле, а самый высокий ценник зафиксирован в Москве.

Самые популярные машины с полным приводом – отечественные. В III квартале 2019 года топ-10 самых продаваемых марок таких авто возглавил ВАЗ с долей продаж 14,5%. На втором месте с долей 10,5% от всех проданных полноприводных машин находится Chevrolet (своему месту в рейтинге этот бренд обязан тем, что под ним выпускается модель Chevrolet Niva). На третьем месте продукция УАЗ (8%). Далее следуют японские марки: Toyota (7,9% от всех купленных машин с полным приводом), Nissan и Mitsubishi (по 5,6%). Замыкает десятку бренд Audi, на который приходится 3,5% продаж полноприводных авто.

Самые продаваемые марки полноприводных авто, III кв. 2019, вся Россия


Марка

Доля продаж от всех

полноприводных авто

Средняя цена, рублей

1

ВАЗ (LADA) 4x4 (Нива)

14,5%

182 710

2

Chevrolet

10,5%

340 358

3

УАЗ

8,0%

230 270

4

Toyota

7,9%

1 150 360

5

Nissan

5,6%

616 895

6

Mitsubishi

5,6%

590 144

7

BMW

4,1%

1 021 686

8

KIA

3,7%

727 266

9

Hyundai

3,5%

765 519

10

Audi

3,5%

754 494


Электронные ОСАГО догоняют бумажные

Страховое обозрение для ТПП РФ

Количество электронных полисов ОСАГО с начала года по 25 декабря составило 16,7 млн — это 45,7% всех продаж «автогражданки», сообщили “Ъ” в Российском союзе автостраховщиков (РСА). На протяжении года онлайн-продажи превзошли бумажные только по итогам первого квартала (51,4%). Как пояснили в союзе, бумажные полисы лидируют в основном за счет автопарков юрлиц, которые предпочитают оформлять страховку традиционным способом.

Президент РСА Игорь Юргенс считает, что е-ОСАГО — это «удобная и востребованная услуга, благодаря которой полисы доступны даже там, где офлайн страховые компании представлены мало». Глава союза напоминает о мобильном приложении «Помощник ОСАГО», позволяющем оформить ДТП за 15 минут. Для удобства клиентов РСА сейчас разрабатывает новую IT-систему, которая обойдется страховщикам в 2,5 млрд руб. Предполагается, что одним из нововведений системы станет так называемая витрина ОСАГО — она будет включать отчеты компаний по этому виду страхования, итоги работы с жалобами клиентов и даст возможность ЦБ как регулятору в режиме онлайн отслеживать тарифы с тем, чтобы не давать компаниям возможности «задирать» ставки ОСАГО. 

Отметим, что электронные полисы популярны не только у добросовестных страхователей. Как рассказывает “Ъ” источник на рынке, довольно популярной является схема, при которой автовладельцу предлагается приобрести полис с оформлением онлайн — посредник вбивает данные страхователя на сайте страховщика, меняя лишь территорию использования, например, на Крым (там действует коэффициент 0,6), и вместо реального транспортного средства указывает категорию «мопеды-мотоциклы» (действует минимальный тариф от 694 руб.). Далее посредник оплачивает такой полис — он ему обходится в районе 700 руб., а с автовладельца он берет уже 2 тыс. руб. Таким образом для показа сотрудникам ГИБДД такой полис годится, а получить выплаты по нему не получится. Бороться с такими полисами будет обновленная IT-система РСА. Также на рынке отмечают популярность фишинговых сайтов. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, по итогам года силами союза совместно со специалистами по кибербезопасности заблокировано более 3 тыс. ресурсов (включая информацию в соцсетях), предлагавших ОСАГО по заниженным ценам. 


 


Возврат к списку