17.01.2020

Новости ОСАГО на 17.01.2020

Новости ОСАГО на 17.01.2020

По итогам 2019 года средняя премия по ОСАГО снизилась в 74 регионах РФ 

Финмаркет

За 2019 год средняя премия по ОСАГО снизилась по сравнению с 2018 годом на 5%. При этом снижение средней премии по обязательной “автогражданке” отмечается в 74 регионах, где проживают более 95% всех автовладельцев. Для автомобилей физлиц средняя премия снизилась за год на 3,35%. Об этом сообщил президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Более, чем на 10%, снизилась средняя премия в пяти регионах, где проживает 3,4% всех автовладельцев. Это Магаданская область (снижение на 42,1% или 1582 рубля), Еврейская автономная область (снижение на 13,4% или 394 рубля), Республика Коми (снижение на 12,4% или 669 рублей), Пермский край (снижение на 11,8% или 689 рублей), а также Белгородская область (снижение на 10,5% или 451 рубль).

Более, чем на 5%, снизилась средняя премия в 30 регионах РФ, в которых проживает в общей сложности 48,6% автовладельцев. Самые крупные из них - Москва (проживает около 14% всех автовладельцев, снижение средней премии составило 8,4%, или 776 рублей), Санкт-Петербург (4,6% всех автовладельцев, снижение на 5,5%, или 448 рублей) и Республика Татарстан (3,3% всех автовладельцев, снижение на 7,8%, или 501 рубль).

Еще в 39 регионах, в которых проживает 43,3% всех автовладельцев, средняя премия снизилась на величину до 5%. Самый крупный из них - Московская область (5,5% всех автовладельцев, снижение средней премии составило 4,9% или 360 рублей). В Краснодарском крае (4,0% всех автовладельцев) средняя премия за год снизилась на 1,1%, или 65 рублей. Небольшое снижение средней премии было отмечено несмотря на то, что регион находится в так называемой “красной” - наиболее убыточной для страховщиков - зоне рейтинга регионов. Так, по итогам 1 полугодия 2019 года он занял в рейтинге 19-ую строчку из 20 регионов “красной” зоны. Еще в трех регионах из этих 39 одинаковое количеством проживающих в них автовладельцев - 2,6%. Это Самарская область (средняя премия снизилась на 4,7% или 261 рубль), республика Башкортостан (снижение на 4,2% или 226 рубля) и Ростовская область (снижение на 3,9% или 196 рублей).

“Мы видим, что по итогам 2019 года результаты начала реформы по индивидуализации тарифов совпали с предсказанными - большинство автовладельцев стали платить за полис ОСАГО меньше. Однако давление на экономику рынка обязательной “автогражданки” растет. Так, с 1 декабря стоимость средней “корзины” запчастей по актуализированным справочникам выросла почти на 10%. Чтобы безаварийные водители и дальше платили за ОСАГО меньше, необходимо продолжить реформу”, - сказал Игорь Юргенс.

Верховный суд принял важное решение по ОСАГО 

KONKURENT.RU

Потерпевший, автомобиль которого был ненадлежащим образом отремонтирован в порядке страхового возмещения по ОСАГО, предъявил страховщику иск о взыскании стоимости устранения недостатков ремонта. Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска на том основании, что законодательством предусмотрена натуральная форма устранения подобных недостатков. Поскольку страховщик своевременно выдал направление на повторный ремонт, у потерпевшего, по мнению суда, не возникло право требовать денежной выплаты.

Верховный Суд Российской Федерации не согласился с этим выводом. Он указал, что в соответствии с Законом об ОСАГО срок восстановительного ремонта транспортного средства, принадлежащего гражданину, не должен превышать 30 рабочих дней со дня его представления потерпевшим на станцию технического обслуживания. Это правило необходимо учитывать и при проведении повторного ремонта. В рассматриваемом случае автомобиль находился на станции в течение 29 рабочих дней, в связи с чем направление его на повторный ремонт неизбежно повлечет нарушение предельного 30-дневного срока. Следовательно, в случае несогласия потерпевшего на увеличение срока ремонта он вправе требовать от страховщика выплаты соответствующей денежной суммы.

По закону страховщики оплачивают ремонт пострадавшего автомобиля или же возмещают ущерб деньгами застрахованному лицу на основании цен на запчасти из справочников РСА. Союз обновляет их каждые полгода — последний раз это было сделано в ноябре прошлого года. Однако в октябре 2019 г. Банк России подготовил проект новой редакции Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО.

Основное отличие от действующей методики – новый порядок формирования и утверждения справочников. Так, в частности, предполагается, что справочники будут формироваться отдельно для каждого субъекта Российской Федерации и актуализироваться раз в три месяца. Перед каждой публикацией новой версии справочников профессиональное объединение страховщиков должно будет разместить ее на сайте и собрать замечания экспертов.

В проекте также конкретизированы источники получения информации о стоимости запасных частей, скорректирован и более четко прописан порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник. Кроме того, в отдельных случаях эксперту-технику предоставляется возможность самостоятельно провести изучение формирования стоимости запчасти.

Другое важное нововведение – установление порядка определения размера утраты товарной стоимости транспортного средства в результате повреждения и последующего ремонта.

Эксперты считают, что каршеринг нужно выделить в отдельную категорию страхования

ТАСС

Участники рынка указали на отсутствие законодательного регулирования в этом сегменте. Развитие каршеринговых компаний создало не только новый вид транспорта, но и абсолютно новый рынок для страховых компаний. При этом участники рынка заявляют о проблеме отсутствия его регулирования: страховые компании либо терпят убытки, либо становятся монополистами на рынке из-за отсутствия законодательного регулирования. Страховые компании предлагают выделить каршеринг в отдельную категорию как такси, таким образом договоры будут стоить дороже на законодательном уровне, а на рынок сможет выйти большее число компаний, так как они перестанут терпеть убытки. 

«ОСАГО убыточно по каршеринговым компаниям, так как по текущим тарифам, установленным правительством РФ, стоимость полиса такая же, как для обычного автомобиля, принадлежащего юридическому лицу. Для примера, на такси полис стоит в 2,5 раза дороже», - сообщил управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Основные проблемы

По данным на сентябрь 2019 года, в московском сегменте краткосрочной аренды более 24 тыс. автомобилей, в 2020 году ожидается уже около 30 тыс. автомобилей. При этом проблема отсутствия законодательного регулирования достаточно остро стоит для рынка.

Так, «АльфаСтрахование» отказалось от страхования каршеринговых компаний, аргументируя это тем, что за недолгий период сотрудничества выплатила более 120 млн рублей, а число страховых случаев в несколько раз превысило количество заключенных договоров.

Из опрошенных ТАСС компаний рынок страхования каршеринга как перспективный отметили вышеупомянутый «Ренессанс страхование» и «Ингосстрах». При отсутствии специального законодательного регулирования таких договоров компании сами адаптировали продуктовую линейку под запрос клиента. «Ренессанс страхование» занимается страхованием каршеринга с 2015 года, первые договоры были заключены компанией YouDrive. Сейчас у страховщика 80% рынка и договоры с большинством крупных игроков.

«Мы предлагаем специально разработанный продукт для каршерингов «поминутное каско». Договор каско действует всегда, но, только когда машина находится в движении, взимается стоимость страхования», - сообщил представитель «Ренессанс страхования» Сергей Демидов. Таким образом, страхование каршеринга безубыточно только для страховщиков, контролирующих большую часть рынка и предлагающих комплексное страхование.

«Ингосстрах» с декабря 2018 года зашел на рынок страхования каршеринга, заключив договоры по 500 автомобилям и продолжает развивать направление. В компании отмечают, что основное специальное условия для страхования каршеринга - размер ставки тарифа, полисы с франшизой или усеченным покрытием, а также покрываемые риски.

«Как правило, по договорам устанавливается франшиза не менее 30 тыс. рублей, а также учитывается повышенный риск. Автомобиль каршеринга в среднем ездит в три раза больше, чем в среднем у розничных клиентов», - сказал Демидов. Под франшизой подразумевается максимальная сумма ущерба, которую выплачивает пользователь автомобиля. В среднем, это 30-50 тыс. рублей. У некоторых каршерингов также предусмотрен штраф - % от суммы ущерба. Например, максимальная сумма ответственности пользователя составляет 40 тыс. рублей, а при повреждениях от 30 тыс. рублей водитель платит еще штраф в размере 20% от суммы свыше 30 тыс. рублей. При этом практически все крупные игроки предлагают тарифы, освобождающие от выплат при ДТП.

По статистике СК «Согласие», с автомобилями, используемыми в каршеринге, «тотальные» ДТП (с невозможностью восстановления автомобиля - ред.) происходят с аномально высокой частотой для легковых машин.

Безответственные водители

Все участники рынка сходятся на том, что основная причина убыточности ОСАГО для каршерингов - высокая аварийность из-за халатности и неопытности самих водителей.

«Мы наблюдаем высокую убыточность в данном сегменте страхования - 800-1500% в зависимости от конкретной каршеринговой компании. Водители не являются владельцами используемых автомобилей и не чувствуют ответственность за них», - рассказал ТАСС директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Он добавил, что число страховых случаев по каршерингу в десятки раз превышает показатели даже по такси.

«Ввиду специфического характера эксплуатации - молодые водители, зачастую без опыта, незнакомый автомобиль - частота ДТП многократно превышает типичную для обычного клиента. Страхование ОСАГО каршеринговых автомобилей безусловно убыточно», - отметил вице-президент, руководитель центра управления страховым портфелем страхового дома ВСК Василий Бусаров. Он добавил, что нередко водители, не имеющие прав, используют поддельные аккаунты и скрываются с места ДТП.

«Бывает, что автомобили используются для подставных ДТП, когда умышленно совершается столкновение с уже ранее поврежденным автомобилем для получения выплаты по ОСАГО и дополнительной гражданской ответственности», - добавил он.

По мнению директора департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрея Ковалева, помог бы более жесткий отбор потенциальных водителей в каршеринге и усиление штрафных мер к неаккуратным водителям со стороны операторов каршеринга.


Возврат к списку