15.01.2020

Новости ОСАГО на 15.01.2020

Новости ОСАГО на 15.01.2020

ИТОГИ ГОДА: Время мечтать и строить планы - российский рынок страхования вошел в стагнацию 

Финмаркет

ОСАГО С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Для страховщиков ОСАГО 2019-й изначально был годом ожиданий. Они оправдались не в полной мере. Реформа индивидуализации тарифов в «автогражданке» началась в январе, но выйти на второй этап реформы с 1 января 2020 года было не суждено - не готовы законодательные изменения.

Финансовые результаты в сегменте обещают быть противоречивыми по итогам года. В январе-сентябре российские страховщики собрали почти 154 млрд рублей премий по ОСАГО, меньше показателя того же периода прошлого года на 6,7%. Количество заключенных договоров снизилось на 1,9%, а выплаты по ОСАГО составили 103,1 млрд рублей, увеличившись на 1,7%. Размер средней выплаты в ОСАГО вырос на 7,6% и составил 61,6 тыс. рублей. В то же время средняя премия по ОСАГО снизилась на 5% - до 5,4 тыс. рублей.

Как сообщил в декабре президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, чистая прибыль страховщиков по операциям ОСАГО ожидается на уровне 18 млрд рублей по итогам года (без учета опаздывающих судебных выплат по ОСАГО). В прошлом году прибыль страховщиков ОСАГО была на уровне около 16 млрд рублей, таким образом, два года подряд показатель держится в пределах 10% от объема чистой прибыли по всем видам страхования в РФ. Одним словом, хуже страховщикам ОСАГО в 2019 году не стало. Жестокий кризис в сегменте, давший убыточность на уровне 105% в 2017 году, сошел на нет. В первую очередь это связано с тем, что ушли убытки, которые генерировала деятельность «Росгосстраха» (MOEX: RGSS) за прежние годы (убытки эти настигали коллег по цеху через взаиморасчеты по прямому возмещению ущерба в ОСАГО). Теперь в сегменте лидируют несколько сопоставимых по весовой категории компаний, что создает более здоровую конкурентную ситуацию.

От реформы индивидуализации тарифов, которая с 2019 года расширила границы тарифного коридора на 20% в обе стороны, пока выигрывают и автовладельцы. Скептики-эксперты на старте реформы в январе пугали ростом тарифов на легковой транспорт от 40% до 80%. Однако цена полиса ОСАГО в итоге в среднем по рынку снизилась на 5,3% за январь-сентябрь.

Второй этап реформы либерализации в ОСАГО требовал законодательных изменений. Целый год ведомства, депутаты и страховщики обсуждали правительственные поправки в ОСАГО, принятие которых так и не произошло. Законопроект был снят с рассмотрения Госдумой накануне назначенной даты первого чтения - 15 октября, изменения сочли слишком революционными в том смысле, что они, сколь ни хороши, автоматически влекут повышение тарифов. Убивать сам проект не стали, заменили его облегченными поправками, новый документ депутаты внесли в ноябре 2019 года, рассмотрение, скорее всего, состоится в январе 2020 года. Согласно оценке главы финансового комитета Госдумы Анатолия Аксакова, принятие новых депутатских поправок не повлечет роста тарифов более 4-5%. Это значит, что цены на полисы в среднем вернутся на уровень начала 2019 года, и только. Освободиться от «политической» зависимости тарифам в ОСАГО пока не удалось, грядущий за 2020-м год парламентских выборов 2021 облегчения в политических настроениях также не обещает. Вопрос об освобождении тарифов в ОСАГО пока открыт.

Среди отвергнутых поправок правительственного законопроекта с изменениями в ОСАГО больше других жаль экспертам и наблюдателям было терять поправку о повышении страховых выплат за ущерб жизни и здоровью в 4 раза - с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Как показали математические расчеты, она одна потребовала бы повышения тарифов в ОСАГО в среднем на 23%. Отмена еще двух коэффициентов при расчете цены полиса, которая предлагалась правительством (территории и мощности автотранспорта, отмена добавила бы 40% к тарифу), также не состоялась.

Зато в «облегченном» проекте депутаты настояли на введении нового коэффициента, который накажет водителя за грубые нарушения правил дорожного движения. Как пояснил «Интерфаксу» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, «для конкретного водителя применение такого коэффициента окажется чувствительным - цена полиса для злостных нарушителей дорожных правил может вырасти в несколько раз. Общее же влияние на сборы страховщиков ОСАГО будет незначительным - единицы процентов».

Когда именно в 2020 году начнется второй, «скромный» этап реформы ОСАГО - неясно. Его авторы заложили трехмесячную паузу с момента принятия документа до вступления закона в силу. «Сроки вступления в силу законопроекта могут быть сокращены, рассчитываем вернуться к этому вопросу при подготовке ко второму чтению. Проект простой, споров не вызывает, технически к его реализации рынок готов с апреля 2020 года», - сказал Уфимцев.

Первый этап индивидуализации тарифов в ОСАГО привел к снижению средней стоимости полиса на 5,3% за 9 месяцев 2019 года, число жалоб на страховщиков в ЦБ сократилось радикально - на 43% за это время. Премии во втором, добровольном виде автострахования - автокаско почти не изменились за 9 месяцев и составили 121,5 млрд рублей.

ДО СУДА И СЛЕДСТВИЯ

С 1 июня в стране заработал новый механизм досудебного регулирования споров - служба финансового уполномоченного. Главным финансовым уполномоченным по правам потребителей финуслуг был назначен Юрий Воронин, ранее занимавший должность советника председателя ЦБ РФ. Начал финомбудсмен с рассмотрения имущественных споров по ОСАГО, потом пошли споры по добровольному автострахованию, все требования - в пределах 500 тыс. рублей по закону. В конце ноября служба начала рассматривать споры по иным видам страхования между потребителями и страховщиками (кроме ОМС). С 1 января 2020 года добавятся споры с потребителями микрофинансовых организаций, на следующем этапе подключатся досудебные рассмотрения конфликтов клиентов-физлиц с банками. Рассмотрение споров для граждан бесплатно, занимает 15 дней. Посредники платят установленный взнос заранее, финорганизация платит в случае проигрыша фиксированную сумму (для страховых компаний - 45 тыс. рублей). С начала работы службой было принято около 90 тыс. обращений, по которым вынесено 30 тыс. решений.

Первый этап реформы ОСАГО и его синхронизация с запуском службы финомбудсмена дали косвенный эффект. Деятельность службы в решении споров по ОСАГО смягчила проблему мошенничества в автостраховании, которая совсем недавно в отдельных регионах возникала из-за взвинченной убыточности «автогражданки». Стесненные жесткими рамками тарифного коридора в ОСАГО, тогда автостраховщики покидали «токсичные» территории, появлялись очереди за полисами - все это ограничивало доступность услуги, вмененной законом в обязанность автовладельцам страны. Расширение тарифного коридора, большая свобода страховщиков в применении коэффициентов возраст-стаж в сочетании с работой службы финомбудсмена снизили напряжение в системе, тогда как посредники, наживавшиеся на ОСАГО, теряли позиции. В беседах с «Интерфаксом» представители страховых компаний оценивали снижение числа судебных разбирательств в автостраховании по итогам года примерно на 10%, тренд имеет тенденцию к росту.

ИМЕНЕМ РЕГУЛЯТОРА

Влияние ЦБ на страховой рынок РФ оказалось многофакторным. С одной стороны - оттачивались чисто регуляторные подходы, развивались планы поэтапного совершенствования отчетности. ЦБ объявил о новой концепции оценки достаточности капитала и платежеспособности СК. Проект документа обсуждался с сообществом весь год, избранный регулятором подход ориентировался на европейские принципы «Solvency II», но оказался мягче предусмотренного для европейских страховщиков.

Набирал силу поведенческий надзор, его дополнил финомбудсмен, получивший право в случае накопления обращений по определенным компаниям передавать информацию о негативных тенденциях в надзор.

Успешным совместным проектом страховщиков и регулятора можно считать появление мобильного приложения для упрощения оформления убытков в ОСАГО по европротоколу. Осенью приложение - гордость автостраховщиков - было запущено в качестве первого из 25 запланированных суперсервисов в РФ с вовлечением информационных ресурсов государства.

Ресурс запущен пока в двух столицах и столичных областях, он позволяет упростить подачу заявки на выплату по европротоколу в ОСАГО. В перспективе, по замыслу разработчиков, приложение должно обеспечить потребности дистанционного урегулирования мелких убытков по ОСАГО по всей стране.

ЗАМЕТКИ ФУТУРОЛОГА, ИЛИ СТРАХОВАНИЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

Много лет страховщики в России вели дискуссии о том, должен ли регулятор думать о развитии страхового рынка или только контролировать текущую деятельность компаний. Ответ появился летом этого года, когда первый зампред ЦБ Сергей Швецов выступил с программным манифестом по страхованию на ежегодной летней конференции ВСС в Санкт-Петербурге. Он представил страховому сообществу футурологический взгляд на будущее десятилетие, смутив не готовых к этому слушателей.

«Все финансовые компании в России в перспективе должны стать IT-компаниями, - заявил Швецов. - У ВСС есть прекрасная стратегия, она охватывает ближайшие два-три года. В ней все очень понятно, все очень конкретно - рабочая стратегия на этот период. Я расскажу, как я вижу будущее рынка страхования через 10 лет». По его словам, изменения ожидают и надзор, и топ-менеджеров - все они «оторвут взгляды от текущих задач, мы переместимся от парадигмы выискивания текущих изъянов к анализу будущих рисков».

Первый зампред ЦБ подразделил риски будущего десятилетия для страхового рынка на 6 классов - технологические, поведенческие, регуляторные, геополитические, менеджерские, макроэкономические.

«Первый ожидаемый нами прорыв - появление электронных каналов дистрибуции, второй прорыв - это появление иностранцев в формате филиалов на страховом рынке РФ, - сказал Швецов. - Нас ждет это в ближайшие два года, к этому мы готовимся». Затем «ничто не удержит иностранные компании от продажи страховых продуктов российским гражданам, не присутствуя в стране. Тот же тренд обозначился на рынке ценных бумаг, он будет распространяться на весь финансовый рынок», - предупредил Швецов.

Страховая услуга в перспективе будет экстерриториальной: «люди хотят путешествовать, пересекать границы различных государств и делать это, не теряя времени на оформление полиса. Они захотят иметь покрытие, непрерывное во времени», - продолжил он. Время буквально станет дороже денег. «Изменится парадигма стоимости услуги, на первый план выходит время. Сколько я заплачу своего времени, чтобы купить продукт, какое время потрачу при наступлении страхового случая. Компании будут бороться за сокращение минут, которые после ДТП водитель остается без автомобиля», - прогнозирует Швецов.

«Пока мы живем в страховании с парадигмой страхового продукта, к примеру, компании продают полисы ОСАГО или каско. Я думаю, что все перейдет на парадигму потребностей человека, изменятся поведенческие паттерны. Сегодня страхование опирается на собственников, владельцев имущества. Но ситуация меняется - новое поколение потребителей меньше «заморочено» на собственности, они активно используют каршеринг, предпочитают аренду жилья покупке. Все это приведет к изменениям подходов в страховании. Сам страховой рынок не останется, как сегодня, исключительно страховым. Его продукты будут размыты аналогичными продуктами смежных областей. Тренд на перемешивание секторов финансового рынка продолжится».

Не прошло и полгода с момента программного выступления Швецова, как далекий от футуризма заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-майор Владимир Кузин, выступая в Госдуме на парламентских слушаниях по ОСАГО, ставил перед автостраховщиками конкретные задачи на будущее. Пора переходить от продажи полисов ОСАГО к разработке концепции страхования общегражданской ответственности на транспорте, призвал он. Взрывной рост популярности каршеринга и появление на дорогах беспилотного транспорта ломают привычные подходы к страховой защите, заявил представитель МВД. К революционному завтра страховщики вынуждены готовиться сегодня, изыскивая, несмотря на стагнацию рынка, деньги, кадры и энергию для технологического прорыва.



Возврат к списку