Диагностическая карта Подключиться к ДАТ Рус Заказать экспертизу Поиск по VIN Запчасти
Ближайшие мероприятия

Андрей Будевский. ЛКМ: подлинный смысл понятия "премиум"

03.06.2016

С момента прихода в Россию мировых лидеров в технологиях окраски понятие «премиум» для линейки продуктов ассоциировалось у многих с чем-то дорогим и предназначенным для такого же премиального применения. «Премиум» – это сегмент сервиса «А», где в превосходных дилерских условиях восстанавливают престижные и почти новые автомобили. Однако такие ассоциации – очень поверхностные, и созданы они перекосами  слишком быстрого роста нашего рынка», – полагает Андрей Будевский, директор по развитию компании «Европроект Групп».

lkm_31_002.jpg– Сейчас очень яркая тема для рынка – выбор между премиальными продуктовыми линейками ЛКМ и «бюджетом». Как Вы видите эту тему?

– Да, тенденция  пробовать более дешёвые материалы, вообще рассматривать их как реальную альтернативу «премиуму» активно развивается. Не назвал бы её новой для рынка. Скорее «бюджет» дождался своего звёздного часа и вышел из тени флагманских продуктов. Ведь долгое время рынок жил в иллюзиях, созданных быстрым развитием и достаточно высокой доходностью. К тому же структура прибыли кузовного бизнеса в России складывалась изначально и до сих пор продолжает оставаться специфической, несхожей с практикой «взрослых» рынков. Нынешний кризис многое меняет, это больно, но это в том числе и расстановка приоритетов в соответствии с мировыми рыночными закономерностями. 

Основной аспект, ещё раз подчеркну, который следуют уяснить, говоря о выборе между премиумом и бюджетом,  структура прибыли малярно-кузовного производства. В мире центром прибыли для ремонтника являются работы. Это, а не только разница в условиях ведения бизнеса и доходах населения, во многом определяет ту колоссальную разницу в цене нормо-часа, которую мы видим между МКЦ России и, например, Западной Европы. Заработок на реализации запчастей с высокой наценкой, на продаже ЛКМ – всё это исходно стало нормой в России и всё это нетипично для большинства других рынков, где доходность жёстко контролируется в системе движения денег, где взаимодействуют все стороны процесса: МКЦ, клиент, страховая компания, сетевые игроки и даже автопроизводитель. Выбор материала для ремонта зачастую делается не автоцентром, а навязывается извне.

– Но в России  сложилась иная практика. Она меняется?

– Конечно, и мы все участвуем в переменах, нравится нам это или нет. Присутствие на рынке РФ бюджетных линеек ЛКМ началось, хочу отметить, очень давно. По сути каждый солидный бренд, входя сюда, сразу  или чуть погодя представил такую продукцию. Сейчас трудно сказать, кто первым начал активно продвигать такие продукты. Я бы выделил бренд Mobihel. Хотя бы потому, что это особый случай - априори нет премиальной линейки, компания всегда занимала место в зоне «бюджета», но не демпингового, это крепкий представитель средней ценовой ниши с приличной программой по поддержке, с неплохим и стабильным качеством. По этому бренду сразу, ещё до первых потрясений на рынке, началось формирование базы клиентуры. Да, изначально к системе было чуть скептическое отношение, ведь это был избалованный изобилием рынок. Зато сегодня бренд в своей нише – один из лидеров. 

Крупные бренды раньше или позже показали рынку свои бюджетные линейки. Вряд ли стоит их досконально перечислять, все и так в курсе. В числе первых ввёл «бюджетный» Brulex поставщик АРС. Постепенно стали привычны слуху и применимы аналоги по рыночной нише «Профи-лайн», Lesonal, DynaCoat и так далее. И тут вопрос не в том, как рано появился бренд и как он был позиционирован. Важно иное: когда рынок начал массово обращать внимание на бюджетные альтернативы. 

– Итак, когда же настало время «бюджета»?

– Когда пришла пора структурирования рынка и осознания того, что же такое «премиум» и где на самом деле его ниша. 

Я бы определил как первую волну интереса к бюджетным линейкам 2007-2008 годы. Тогда практики стали присматриваться и задумываться. А вот с 2009 года, когда мировой кризис сказался в полной мере на нашем сегменте рынка, когда в автоцентрах иссякли очереди на ремонт, ремзоны стали просторны, а клиент – драгоценен… Вот тогда управленцы кузовного бизнеса – и одиночные МКЦ, и дилерские холдинги – стали присматриваться к продуктам, просчитывать экономику. 

Можно сказать, что кризис 2008-2009 года дал старт теме бюджета, а нынешний кризис сделал её едва ли не главной для рынка. 

– Наверное, стоит снова вернуться к причинам такого внимания, более детально?

– Да. Пересмотреть отношение к материалам практикам кузовного ремонта пришлось не только потому, что встал вопрос качества продукта или даже соотношения цена/качество. Вернемся к тому, как выстроена система работы наших автоцентров. Повторю свою мысль: в Европе сервисы зарабатывают на продаже работ. Сотрудничество между страховой компанией и сервисом в России сейчас подталкивает ситуацию именно в эту сторону. 

Сервисы всё еще зарабатывают на запчастях, в том числе и на лакокрасочной продукции и расходных материалах. Однако давление со стороны страховых растёт. Думаю, привычная схема будет меняться. На первом этапе перемен решение взять дешёвый продукт и так сократить издержки кажется очевидным. Но это зачастую поспешный шаг. Думаю, эконом-бренды ещё откатятся назад, а рынок в целом минует ряд колебаний и постепенно придёт к пониманию реальной ценности и реальной ниши для каждого класса материалов. 

– Насколько быстро сервисы научатся или будут вынуждены научиться продавать именно работу?

– Страховые компании постепенно наладят прямые контакты с поставщиками ЛКМ  и запчастей. Но вряд ли это произойдёт резко, до полномасштабной реализации такой схемы ещё лет 15-20. Мы пока находимся на стадии перелома. Рынок слабо структурирован. Специализированный кузовной бизнес – редкость для РФ. 

Однако страховые компании видят ситуацию по «накрутке» на запчастях. Знают они и европейский опыт, делают сравнение, начинают пытаться просчитать. И  обостряется конфликт интересов. 

В итоге и возникает настоящее понимание сути премиального продукта и его ниши. 

– Давайте тогда попробуем описать эту нишу – нишу премиальных ЛКМ.

– Фактор №1 для этих материалов – время! Если кузовной центр работает с высокой производительностью, применять бюджетные линейки ему невыгодно, основная разница между «эконом» и «премиум» заключается в технологичности продукта. 

«Премиум» – это инновационный, высокотехнологичный продукт. Он самый «быстрый», он по времени нанесения и сушки далеко опережает иные, более старые, технологии. Когда мы говорим о МКЦ с высокой эффективностью и большой проходимостью, то есть  о кузовном производстве, вот тогда мы говорим о самом лучшем в профессиональном смысле продукте уровня «премиум». 

«Время – деньги!» – это действительно слоган профессионала этого большого бизнеса. Именно время при промышленных масштабах определяет себестоимость «на выходе». 

Обратите внимание: как только на дилерских станциях в кризис начала падать производительность, пошёл рост удельных затрат. Именно этот фактор спровоцировал переход на более дешёвые продукты.

– Получается, премиальный продукт нацелен на «промышленников» кузовного бизнеса? 

– То же утверждение верно для материалов на водной основе. Прелесть и ценность «воды» в том, что при окрасочной камере с высоким воздухообменом она показывает выдающиеся  результаты по скорости. Речь идет о сушках – как полной, так и межслойных. Водные системы позволяют наносить лак после «матовения», т.е. буквально через 2-3 минуты.  Число слоёв у водных материалов порядка 1,5. Межслойные сушки  фактически пропадают. В итоге сольвентное базовое покрытие наносится 20-30 минут. Для «воды» время меньше в 2 раза.

Поэтому мы выходим в совершенно новую ситуацию: тот, кто может наладить поток и достичь промышленных масштабов, по сути независимо от марочного состава парка и его возраста, – достоин «премиума»!

Читать далее...


Возврат к списку